Вторник, 30.11.2021, 09:05
Приветствую Вас, Гость

Мурзина Галина Ивановна – заместитель директора по УВР,  высшая категория    

«Введение ФГОС – переход на новое качество образования».

 (Из опыта учебной  работы в МКОУ Качалинской

СОШ Суровикинского района Волгоградской области)

 

            Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или), потребностям физического или юридического лица, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы (ФЗ – 273; Закон «Об образовании в РФ»; ст.2, п.29).

                       Федеральный государственный образовательный стандарт – система государственных требований, установленная:  

  • к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений;
  • к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, материально-техническим и иным условиям;
  • к результатам освоения основных образовательных программ.

Исключительная актуальность обеспечения качества образования, по мнению экспертов из многих стран, определяется объективными причинами, сходными в наше время во всех странах.

          В современных условиях перед школой, учителями и преподавателями вузов стоят задачи подготовки личности, умеющей ориентироваться в окружающей среде.

Все большее распространение приобретает подход, в рамках которого основной задачей образовательного процесса становится формирование компетенций, умение работать в команде, аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности, способности к самообучению.

Существует несколько основных подходов к рассмотрению понятия «качества образования». Так. М.М.Поташником оно рассматривается как соответствие требованиям образовательных стандартов. Качество образования выступает как «соотношение цели и результата, меры достижения цели, заданных операционно и спрогнозированных в зоне потенциального развития обучающихся» (М.М.Поташник). Как соответствие запросам потребителей качество образования рассматривают В.А.Качалов и В.Д.Шадриков.

Новое поколение ФГОС начального, основного и среднего общего образования в частности, к требованиям к результатам освоения основной образовательной программы относит не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты обучающихся, а также формирование социального опыта и гражданской идентичности личности.

Таким образом, для школы качество образования – это, прежде всего качество составных частей: качество образовательных условий, образовательного процесса и результата.

К качеству образовательных условий относится: материально-техническая база школы, методическая и учебная литература, профессиональный уровень педагогического коллектива.

Для организации качественного образовательного процесса необходимы вариативные программы, использование традиционных и информационных технологий обучения и контроля, внедрение инновационных методов обучения, индивидуализация обучения. В качественные результаты можно включить показатели, отражающие качество получаемых знаний, умений, навыков и компетенций, результаты учебных достижений, информацию о дальнейшей общественной судьбе обучавшихся.

Определение уровня подготовленности учащихся относится к обязательным результатам образовательного процесса, а показателем подготовленности до недавнего времени служила отметка, выставляемая учащемуся на итоговой аттестации учителем. Определялся уровень усвоения элементов содержания учебной дисциплины в соответствии с требованиями образовательных стандартов к знаниям, умениям и навыкам обучаемых. Эти требования различаются в разных образовательных учреждениях и среди учителей одной и той же школы. Это естественно, так как значительное влияние оказывает субъективный фактор. Можно отметить, что показатели и критерии качества образования пока еще не полностью разработаны. Нужно заметить, что на федеральном уровне уже начинает складываться мониторинг (например, мониторинг введения ФГОС начального общего образования), отслеживающий компетентностные результаты, но пока не в полной мере разработан инструментарий оценки, особенно личностных результатов.

Качество образования можно представить как комплексную характеристику условий, процессов и результатов, отражающую степень реализации индивидуальных образовательных потребностей, запросов социума и требований государства.

К показателям, отражающим реализацию требований государства в нашей школе можно отнести:

  • показатели ЕГЭ  и ОГЭ;
  • наличие в образовательном учреждении органов государственно общественного управления (управляющий совет);
  • наличие регулярно обновляемого и интерактивного сайта образовательного учреждения;
  • публичный доклад;
  • электронный журнал;
  • достаточно развитая система социального партнерства.

К показателям, отражающим реализацию запросов социума в школе можно отнести:

  • проведение в школе мониторинговых исследований по выявлению запросов родителей, учащихся;
  • разработка программы развития, основной образовательной программы;
  • вариативность учебного плана;
  • предпрофильная подготовка девятиклассников.

        Таким образом, наша школа наметила пути достижения нового качества образования при переходе на ФГОС второго поколения:

  • систематически идет подготовка кадров, переподготовка руководителей, учителей для перехода на ФГОС основного общего образования;
  • участие педагогов в различных профессиональных конкурсах: победитель конкурса молодых педагогов Волгоградской области с присуждением гранта губернатора, 3 место во Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок», 1 место в областном конкурсе «Цифровая школа в 21 веке», 1 место в муниципальном конкурсе «Урок русского языка и литературы в свете требований ФГОС»;
  • выстраивается система сетевого взаимодействия близлежащих школ (наша школа базовая, учителя являются руководителями МО школ сетевого взаимодействия);
  • в образовательной программе школы учтен школьный компонент, поэтому учебный план приближен к потребностям учащихся, родителей, социума;
  • сформирована хорошая материально-техническая база: каждый кабинет имеет компьютер, соединенный локальной сетью с выходом в Интернет, передвижной мобильный класс с 16 ноутбуками, 1 интерактивная доска, 2 интерактивные приставки;
  •  для осуществления внеурочной деятельности организовано социальное партнерство: на базе дома-музея «Казачий курень» ведется 2 кружка для начальной школы, 2 студии «Петрушка», «Кукольный театр» организованы в МКУК «Гармония», в школьном музее «Боевой и трудовой славы» ведется большая исследовательская работа – организованы кружки «Поиск» и «Юный краевед»;
  • для развития коммуникативных исследовательских компетенций на высоком уровне организована проектно-исследовательская деятельность учащихся средней школы, результатом которой являются призовые места в различных конкурсах (всероссийских, областных, муниципальных): 3 место во Всероссийском конкурсе «География Африки», 1 место в областном конкурсе социальных проектов «Малые реки Волгоградской области. Река Лиска», 2 место «Живи, родник».
  • организована работа двух творческих лабораторий по темам «Одаренные дети», «Система оценки качества образования при введении ФГОС основного общего образования».

Проблемы.

  • малая накопляемость учащихся для создания профильных классов в сельской школе;
  •  не сформирована система мониторинга для оценки метапредметных, личностных результатов;
  • для формирования индивидуально-образовательной траектории обучающихся слабо изучены тьютерские технологии;
  • для осуществления дистанционного обучения, перехода на электронные учебники во многих семьях учащихся отсутствует выход в Интернет;
  • слабое сетевое взаимодействие школ для осуществления качественного образования;
  • недостаточно полно сформирована система работы с родителями, отсутствие мотивации в результатах обучения своего ребенка у многих родителей.

    Итак, приоритетами нового качества образования является обучение на профильном уровне, вариативность образовательных программ, форм и методов обучения,  освоение системно-деятельностного подхода при введении ФГОС, обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения, создание государственной системы оценки качества образования, усиление роли дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся.

 

                                             Власова Анжелика Ивановна заместитель директора по ВР, первая категория

Роль семьи и общественности в патриотическом воспитании в условиях

поликультурной среды.

(Из опыта воспитательной работы в МКОУ Качалинской

СОШ Суровикинского района Волгоградской области)

                    В системе воспитательной работы нашей школы одним из ведущих направлений в деятельности педагогического коллектива является работа по формированию гражданственности и патриотического сознания, повышение духовного уровня подрастающего поколения.

     Быть гражданином – значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом и Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям и живой природе. Эти качества надо формировать в ребенке как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в нем любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.
        Ребенок впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина». Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Без семьи невозможно полноценно воспитать человека. Семья – это малый мир, малое общество.

  Семья и школа – два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья. Сейчас родители наших детей более грамотны и образованны в педагогическом плане, чем их предшественники, более уверенны в себе, четче определяют свои запросы в отношении уровня и качества образования своего ребенка. Поэтому построить систему взаимодействия с современными родителями непросто. Не вызывает сомнения важность взаимодействия учителей и родителей. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы нравственного, духовного, патриотического, эмоционального, речевого, физического развития, которые эффективно решать всем вместе.

   В нашей школе учатся дети разных национальностей, уже много веков живут рядом  русские, удмурты, казахи, чеченцы, дагестанцы и многие другие народы. Они стали одной семьей, научились дорожить своей дружбой, помогать в трудную минуту и радоваться успехам друг друга.

  Для того чтобы формировать чувство  гражданственности и патриотического сознания, повысить  духовный  уровень подрастающего поколения, мы совместно с родителями проводим в школе праздники, фестивали, конкурсы, классные часы, родительские собрания, спортивные соревнования, литературно – музыкальные композиции.  Родители вместе с детьми участвуют в конкурсах поделок и рисунков, шьют костюмы к праздникам, готовят блюда национальных кухонь.  Только вместе с родителями педагоги школы могут получить от ребенка столько же, сколько отдают ему сами. Именно в этом мудрость воспитания.

    Наша школа очень  тесно сотрудничает с МКУК «Гармония», домом – музеем «Казачий курень»,  проводим совместные праздники,  возрождающие народные традиции: «День Победы», «Деревенские посиделки», «Масленица», «Фестиваль национальных культур», «День казачки».

   Гражданско-патриотическая работа осуществляется через кружковую работу. Это такие кружки «Поиск», «Орленок», «Юный краевед», «Туристический», «Экология родного края». Благодаря руководителям этих  кружков, творческая деятельность наших учащихся помогает им раскрыть богатство и своеобразие истории нашего Отечества, формирует потребности в высоких духовно – нравственных и культурных ценностях.

  С целью  повышения  методического уровня педагогических кадров вопросы гражданско-патриотического воспитания, повышение духовного уровня подрастающего поколения рассматриваются на педагогических советах, методических объединениях классных руководителей. Организуются  и проводятся  циклы  бесед по темам: «Герои земляки» «Духовное краеведение», «Я - гражданин России»,  «Патриотическое и гражданское воспитание в формировании образа выпускника».

      Формировать гражданско-патриотическую и духовно-нравственную культуру, воспитывать бережное отношение к историческому наследию России помогают    поездки  по святым местам, которые организуют  классные руководители совместно с  родителями и общественностью. Учащиеся нашей школы посещают краеведческий музей и планетарий г.Волгограда ,Мамаев курган, музеи и храмы  города Санкт – Петербурга.  

      Выпускаем в течение года тематические газеты, посвященные гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию.

      Принимаем участие в областных мероприятиях: в  слете лучших музеев общеобразовательных учреждений Волгоградской области, где занимаем призовые места, в краеведческих олимпиадах, в конкурсах исследовательских работ: «Музей XXI века», в юношеских чтениях «Сталинградская битва в истории России», осуществляем подготовку и проводим выставки детских работ совместно с родителями.

      В течение учебного года проводим  акцию «Забота». Учащиеся 5-11 классов оказывают  шефскую помощь вдовам ветеранов ВОВ, работникам тыла и престарелым, приглашают их на классные часы, конкурсы чтецов,  организовывают поздравительную почту. Ребята всех классов ежегодно собирают в архив музея школы казачьи песни, воспоминания бабушек и дедушек, создают книгу Памяти «Знаменитые люди родного края».

    Необходимо отметить, что в настоящее время у родителей и учащихся  наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. На уроках, элективных курсах ребята нашей школы с родителями выполняют проекты: «Моя семья», «Моя родословная».

      Наиболее полноценное общественное воспитание – школьно-семейное. Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Духовное, нравственное и патриотическое богатство семейной жизни – важнейшее условие успешного воспитания ребёнка и в домашних условиях, и в школе. Важно, чтобы в семье школьник получил максимум того, что он может получить, найти, увидеть, почувствовать в человеческих отношениях.

  Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач школьного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, общественностью, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.