Суббота, 27.04.2024, 08:53
Приветствую Вас, Гость

Шекешева А.В. - учитель русского  языка и        литературы высшей категории

 

         Патриотическое воспитание школьников на уроках литературы в условиях поликультурной среды

         В программных документах о целях изучения литературы написано так: формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма. И каждый учитель, выстраивая работу на уроке, должен наряду с учебными целями, решать и воспитательные задачи. Особенно актуально это становится в условиях перехода к ФГОС, которые предполагают учет личностных результатов обучения.

         Размышляя о воспитании патриотизма в условиях нашей школы, следует добавить следующее: воспитание патриотизма в поликультурной среде. Ведь у нас обучаются представители нескольких национальностей: русские, чеченцы, казахи, удмурты, татары. Учатся у нас и дети из смешанных семей. Но все они – единая школьная семья. И говоря о патриотическом воспитании в многонациональной или, как сейчас говорят, поликультурной среде, мы имеем в виду любовь к нашей общей Родине – России.

         Огромную роль в  воспитании патриотизма играет содержание уроков литературы. Ведь детство и юность – та благодатная почва, в которую надо вовремя засеять зерна любви к Родине, большой и малой. Обращаясь к текстам художественных произведений, изучаемых в школе, следует отметить, что большинство из них проникнуты чувством любви к Родине. И задача учителя – донести мысли автора до юных читателей. А.Ахматова в одном из стихотворений написала:

         А каждый читатель, как тайна,

         Как в землю зарытый клад.

Учитель должен раскрыть этот клад и ненавязчиво заставить ребенка вместе с поэтом любоваться «днем чудесным», вместе с Тарасом Бульбой спасать товарищей, с Пьером  - сомневаться и мучиться, переплывать реку с Василием Теркиным и судить Рыбака за предательство. Невозможно перечислить все произведения, в которых заложен огромный заряд патри отизма и гражданственности. Даже, казалось бы, такая простая тема: «Пословицы и поговорки». О каком воспитании патриотизма в поликультурной среде может идти речь?! А если сравнить русские пословицы и пословицы тех национальностей, представители которых сидят в классе? Вот две пословицы. Русская пословица: «Смотри дерево в плодах, а человека – в делах». Казахская: «Конь узнается в скачке, а человек – в делах». И дети увидят, как много общего в этих ярких изречениях. Раскрывая глубокий смысл пословиц, ученики  приходят к выводу: народная мудрость не знает наций и границ.

         Бесценный материал для патриотического  воспитания представляют эпизоды военной  истории минувших эпох. Так, стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» интересно и для русских, и для учащихся- чеченцев, которых много в каждом классе. Юные читатели восхищаются силой духа и мужеством русских солдат. А когда учитель рассказывает о том, что жизнь Лермонтова была тесно связана с Кавказом, что он любил горы, посвятил им не одно стихотворение, то у чеченцев появляется дополнительный интерес к поэту, воспевшему их историческую  Родину. А всех  без исключения объединяют мысли и чувства Лермонтова о Бородинском сражении, о русском национальном характере, о том, что такое настоящие люди.

         Чувство любви к Родине невозможно представить без любви к родной земле.  И в этом верный помощник учителя – поэзия. Родная природа всегда привлекала и привлекает художников слова то «своей пышностью», то в «багрец и золото одетыми лесами», то «скучной картиной и одиноко стоящими березами». Но обязательно - любимой и несравненной.

         Вот учитель читает стихотворение Д.Кедрина «Давнее»:

         Все мне мерещится поле с гречихою,

         В маленьком доме сирень на окне.

         Ясное-ясное, тихое-тихое

         Летнее утро мерещится мне.

Как близки детям эти строки! Ведь почти у каждого во дворе растет сирень, а за школьным двором, через дорогу, цветет бескрайнее поле гречихи. И каждый связывает эти слова с собой, чувствует сопричастность с великой страной – Россией.

         В курсе литературы много замечательных произведений, в которых тема патриотизма проходит красной нитью. Это и «Война и мир» Л.Толстого, «Капитанская дочка» А.Пушкина и «Горячий снег» Ю.Бондарева. Но я хочу остановиться на небольшом рассказе А.Платонова «Любовь к родине, или Путешествие воробья». Не очень много событий, незамысловатый сюжет. Но какая глубина, какие размышления о Родине, о смысле жизни, о будущем, словом, о том, что объединяет всех молодых, вне зависимости от национальности и вероисповедания. Тема родной земли, тоски по единению со всеми созвучна нашему  времени, так необходима юным, готовящимся вступить в большой и сложный мир. И разговор с ними всегда получается взволнованный, духовный. А сколько интересных открытий  делают читатели, как оригинально интерпретируют некоторые аспекты рассказа! Но они понимают главное: никакие райские кущи не заменяют Родину ни человеку, ни птице. Эта мысль обжигает души героев. И вторит русскому писателю А. Платонову поэт-грузин Булат Окуджава:

         А душа, уж это точно, ежели обожжена,

         Справедливее, милосерднее и праведнее она.

         Глубокие патриотические чувства воспитывают произведения о Великой Отечественной войне. Героизм, любовь к Родине, самоотверженность, трудности и радости тех лет нашли отражение в огромном количестве книг о войне. Анализируя тексты художественных произведений, ученики отмечают лучшие нравственные качества героев. Но так как речь идет о воспитании патриотизма в поликультурной среде, нельзя обойти вниманием то, что во время суровых испытаний, выпавших на долю страны, плечом к плечу встали на защиту Отечества представители всех национальностей.

         В повести писателя-фронтовика В.Астафьева «Прокляты и убиты» в одном строю сражались бойцы разных национальностей. Один из них- армянин Ашот Васконян. Образованный, воспитанный, он мог пересидеть войну в спецотделе. Но Васконян рвется на фронт, в родную роту, потому что «до трепета в сердце» полюбил своих ребят. И неважно ему, какой они национальности. Просто они вместе с ним защищают Родину, их общую Родину. И погибает он вместе с ними тоже за Родину, их Родину.

         Ребята, размышляя о судьбах героев повести, задаются вопросом: если в годину испытаний представители разных национальностей были вместе, то сегодня,  в мирное время, мы должны быть еще сплоченнее, еще дружнее. Разве не за это погибали в одном строю наши прадеды на фронтах войны?!

         Воспитание патриотизма в поликультурной среде требует от учителя наиболее вдумчивого подхода к изучению некоторых произведений, таких, как: «Кавказский пленник», «Хаджи Мурат» Л.Н.Толстого, «Ночевала тучка золотая…» А.Приставкина и другие. Необходим тщательный исторический комментарий, осторожное обращение с понятиями, историческими реалиями, чтобы не задеть национальных и религиозных чувств учащихся.

         Таким образом, уроки литературы – это неиссякаемый источник для воспитания  в поликультурной среде чувства патриотизма, гордости за свою Родину, за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого и настоящего.

 

 

 О.В.Бузина – социальный педагог,  учитель географии высшей квалификационной категории

 

Роль сотрудничества семьи и школы в воспитании толерантности подростков.

В воспитании все дело в том, кто воспитывает.

(Д.Писарев)

         Толерантность – слово уже не новое ни для родителей, ни для школьников, и так необходимое в современное время. А для нашей школы особенно актуальное, если учесть, что половина детей в классах - мусульмане (чеченцы, казахи).

Социальное неравенство, многонациональность, столкновение религий… Все это приводит к конфликтам между молодыми, как губка, впитывающими окружающую действительность подростками. Заменяя как-то учителя обществознания и разбирая со старшеклассниками тему «Природа и человек», я столкнулась с неприятием чеченцами учения Дарвина. Ребята категорически отказывались верить и говорить о происхождении человека от обезьяны. Что это? Слепая вера, патриотизм или подростковый максимализм, характерный для их возраста? Но что бы это  ни было, большую роль здесь играла семья. А я, как учитель, попыталась отыскать в глубинах знаний учащихся понятие «толерантности». Напомнить, что одно из проявлений толерантного человека – принятие других мнений.

А сколько раз приходилось разбирать конфликты между русскими и чеченскими ребятами! Не так посмотрел, не то сказал, вытер руки после приветствия: буквально все приводило к взрыву эмоций. Но одних бесед учителей уже недостаточно. И тогда – приглашение родителей, их рассказы о том, что в Великую Отечественную войну их деды и прадеды вместе воевали на Сталинградской земле.

Столкнувшись с такими ситуациями в школе, я решила провести небольшое исследование, постараться выяснить истоки конфликтов, отношение подростков друг к другу. Подобрала несколько анкет, отражающих этническую толерантность подростков. Ведь этническая толерантность или, напротив, этническая интолерантность во многом определяет характер межнациональных отношений. Было опрошено – 26 учащихся 8-11 классов. Среди них: русских – 10 человек,  удмуртов – 2 человека, казахов – 5 человек, чеченцев – 9 человек. Анкеты выявляли, насколько подростки способны терпимо принимать или не принимать других людей в общении. Большинство ответов оказались толерантными, за исключением нескольких. На вопрос «Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители», 4 человека ответили отрицательно. Среди них: 2 русских, 1 казах, 1 удмурт. Не хотели бы видеть в своей стране представителей других национальностей – 2 человека. Не хотели бы видеть в своей стране представителей чеченской национальности – 7 человек. Большинство ответили, что возможно принять представителей других национальностей в качестве туристов. С утверждением «Россия – многонациональная страна, и ее Президент не обязательно должен быть русским по национальности» не согласилось 11 человек. С утверждением, что самой главной религией в России должно быть православие, согласилось 12 человек. С утверждением «Народы, которые имеют свою историческую родину за пределами России, должны уехать», согласилось 7 человек. Утверждение, что национализм заслуживает всяческого осуждения, посчитали неправильным 10 человек. Таким образом, вырисовывалась картина того, что на формирование толерантного сознания подростков влияет общественное окружение, средства массовой информации.  Поэтому воспитание толерантности в поликультурной среде должно происходить не только посредством бесед учителей и родителей, но и конкретными примерами. В нашей школе такие примеры есть. Это праздник национальных культур, где ребята со своими родителями не только рассказывают о традициях своего народа, но и танцуют национальные танцы, поют национальные песни и угощают национальными блюдами. Еще один яркий пример, когда классный руководитель одного из классов показывает, что не только она может научить ребят чему-то, но и они ее, а именно, исполнять со своими учениками-чеченцами их танцы.

Но причиной интолерантности подростков являются не только межнациональные отношения, а и межличностные.  Вот уже 10 лет я работаю социальным педагогом в сельской школе. И по своим должностным обязанностям часто общаюсь с неблагополучными семьями. Вижу, как подростки из таких семей, вырастая, как под копирку, выбирают жизненный путь своих родителей. А в классе становятся если не изгоями, то предметом частых насмешек. В условиях семейных конфликтов любой ребенок приобретает негативный опыт общения. Он разочаровывается во взаимоотношениях между людьми. Реализует увиденный опыт общения в школе со своими сверстниками. Проявляет агрессию, грубит, язвит. А мы, учителя, все чаще наблюдаем такую картину: родители сдают свое чадо в школу, как в камеру хранения. Слышим такие  реплики: «Вы учителя, вот учите и воспитывайте». Да, действительно, значительную часть времени дети проводят в школе и учитель имеет специальное образование. Он обязан учить и воспитывать.   Никакой учитель, каким бы талантливым он ни был, не заменит  в воспитании отца и мать. Прежде всего, они могут заложить в ребенке фундамент добра, научить его порядочности. Ведь не зря гласит пословица: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».

Так кто же является воспитателем: семья или школа? Ответ один – пальму первенства я отдаю семье. А школа, как квалифицированный сотрудник, должна являться консультантом и партнером семьи, обеспечивая, таким образом, сотрудничество между ними.

 

                                                                                                               Руководитель   музея  В.В.Ершова

Роль школьного  музея  в  патриотическом  воспитании  школьников в  условиях  поликультурной  среды

      В настоящее время   отечественная  история, ее  героические  события,  образы героев  войны  и  труда  утратили  силу  нравственного  идеала. Успешное  развитие  России  невозможно  без  человека- патриота, готового отдать  все  свои  силы  и  знания  на  благо  Отечества.  Вот  почему  патриотическое  воспитание  в  современном  образовательном  учреждении является  одним  из  приоритетных  направлений. Изучение  теории патриотического  воспитания  позволило  нам   раскрыть  истоки  зарождения  патриотизма, его  взаимосвязь  с духовно-нравственным  миром  человека. Патриотизм – это  есть  нравственное  чувство, нравственное  качество  личности,  нравственное  поведение  человека.

      Центром    патриотического  воспитания  в  нашей  школе  является  музей Боевой  и Трудовой  славы, который был  открыт 9 мая 1985  года.  Наш  музей – это живая история  родного  края, располагающий  большими  возможностями  развития  и  формирования  актуальных  качеств  личности.

В настоящее время  в фондах  музея  насчитывается  свыше 2,5 тысяч  подлинных  и вспомогательных  документов и материалов. Среди  них  сотни  писем, биографии и воспоминания  ветеранов  войны  и  труда, их  личные  вещи, оружие и  боевое  снаряжение   времен  Великой Отечественной  войны. В  результате  поисковой  работы  собран  богатый  материал  о  героических  защитниках  родного края,  по истории колхоза имени Дзержинского, о жизни и быте  донского  казачества.

       Как  воспитать  чувство  патриотизма  у каждого  школьника  в условиях  поликультурной  среды?  Сегодня  в школе  обучается:  52%  русских, 22% чеченцев, 14,5%  казахов, 6%  удмуртов,  5,5% дагестанцев. Многонациональный  состав  обучающихся  учитывается  при  планировании и  проведении  различных  внеклассных  мероприятий. Главная цель- дать  поликультурное  образование  каждому  школьнику. который бы  понимал  и  уважал  культуры  разных  людей.  умел  вести межкультурный диалог,  уважительно  относился  к  чужому  мнению. Для  изучения  культуры, обычаев  и традиций  разных народов России в музее имеется  достаточно  материала,  который  используется  на  уроках  истории,  литературы,  во  внеклассной  работе.  Интересно  прошло   общешкольное  мероприятие  «Символы  России». Запомнился  всем  и  понравился  фестиваль национальных  культур.  Представители  каждой национальности  рассказали  о своем   народе,  исполнили  национальные  песни  и  танцы,  приготовили  различные  кулинарные  изыски  своего  народа.  Эти  мероприятия  способствовали  сплочению   учащихся  разных  национальностей.

        Большое  внимание  мы  уделяем  индивидуальной  работе  с  учащимися-чеченцами. Мы  узнали,  что    у  них  особое   отношение  к  празднику Дню  защитника  Отечества.  Они считают  эту  дату днем  траура  и  объясняют  это  тем,  что  их  предков  в  этот  день «погрузили   в  вагоны   и  отправили  в Казахстан».  где  их  семьи  ожидали  тяжелые  испытания.   Перед  нами  стояла  задача:  найти  пути  и способы  изменить  эти  взгляды.   Обратившись   к  различным  источникам, наглядно  убедили  этих  ребят  в  том,  что  сыны  чеченского  народа  в одном  строю  со всеми  народами   плечом  к  плечу  сражались  с  фашизмом.  Среди  них  есть  участники Сталинградской  битвы: Герои  Советского Союза пулеметчик  Ханпаша Нурадилов, танкист Ази Ахметов  и другие. Их  портреты мы  поместили  в  школе  в  информационном  «Вестнике музея». Индивидуальные  беседы  с каждым  учеником  дали  свои  результаты.  Они стали  участвовать  в  работе  школьного  музея,  проводят  экскурсии, а  ученик 10  класса  Баханаев Анзор  хорошо  подготовился к  районному  конкурсу  «Умники  и умницы», посвященному  70-летию Сталинградской  битвы. В  номинации «Рассказ  о  герое»  выступил  лучше  всех, рассказав  о Герое Советского Союза  Ханпаше  Нурадилове.  Этот  ученик  был   участником  слета  представителей   лучших  школьных  музеев  в  городе  Волгограде  и  в  конкурсе  эрудитов  по  истории Сталинградской  битвы  занял 4-е  место  из  26.

       Изменилось отношение  этой  национальности  к армии.  Появилось  желание   служить. «После  одиннадцатого  класса иду  в армию»,- говорит выпуск-чеченец. Мы  всячески  поддерживаем  и  одобряем  их  решение.

        Совсем  недавно  мы  провели исследование  на тему: «Я и моя Родина» среди  учащихся 9-11  классов.  Участвовало  23  человека.  Было  предложено  11  разных вопросов: «Что  из  нижеперечисленного является  для  тебя  наиболее  ценным?»  Ответили:  «Быть  готовым  защищать  свою  страну» - 7 человек; «Знать историю  своего  города,  своей  страны» - 5 человек;  «Приносить людям пользу» - 4 человека; «Знать  и  соблюдать  моральные  нормы  и  законы» - 4 человека; «Знакомиться  с  культурными  достижениями  своей  страны» -4 человека. На  вопрос «Может  ли  человек прожить  и  быть  успешным  без  любви  к  своей Родине» большинство, 16  старшеклассников,   выбрали  ответ: «Не  может,  так  как  без  любви  к  своему Отечеству стать полностью  талантливым  и  успешным  в  жизни  невозможно». Такие  исследования  заставляют  каждого  ученика задуматься  о  своем  будущем, а  нам, учителям,  помогают  выяснить уровень  нравственного  воспитания  каждого   ученика и  спланировать  индивидуальную  работу  с ним  по  тем  или  иным  направлениям.

       Музей  -  это  память  о наших  предках, героях  войны  разных  национальностей.  Музей  объединяет,  вдохновляет, заставляет  по- другому  смотреть  на  себя  и окружающий  мир,  помогает  воспитать  настоящих  патриотов.

 

Литература

1.А.Н.Вырщиков, М.Б.Кусмарцев, А.П.Пашкович «Настольная  книга по  патриотическому  воспитанию  школьников» - М. «Глобус», 2007, с.12-22.

2.И.В.Васютенкова «Социальное  здоровье  личности  в  поликультурной  образовательной  среде».

 

                                                   Н.А.Небабина учитель начальных классов МКОУ Качалинской СОШ х. Качалин, Волгоградская обл.

 

Духовно-нравственное воспитание младших школьников.

"Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны”
                                                                                     (В.А. Сухомлинский)


Семья и школа – два социально значимых института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процессов воспитания и обучения ребенка. По мнению педагогов, из современной школы стало уходить воспитание.
Вот почему духовно-нравственное развитие граждан России является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой социальный заказ для общего образования.
Духовно-нравственное развитие личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом.

Духовно-нравственное воспитание как современное воспитание как современная педагогическая категория изменилась под воздействием социальных, экономических и политических условий, что привело к некоторой утрате привычного содержания духовно-нравственного воспитания.

Бездуховность, отличающаяся в обществе. Нестабильность жизни, разрушение нравственных ориентиров. Наиболее значимых для подрастающего поколения ,вот те факторы, которые способствовали такому изменению.

Возникает актуальная необходимость исследования духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, состоящая в критическом переосмыслении опыта предыдущих поколений и формировании нового видения этой проблемы в современных условиях.

Ученые установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью всего, что нас окружает, они верят всему, чему учат, что говорят.

Духовно-нравственное воспитание в семье - это формирование личности младшего школьника специально организованной деятельностью родителей, направленной на формирование у детей воспитанности в духовно-нравственной сфере.
Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Родители (законные представители), так же как и педагог подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся на ступени начального – общего образования. Для обеспечения сохранения и развития связи, преемственности, непрерывности и органичной корректировки уже идущего в семье процесса воспитания ребенка, общеобразовательная школа должна сотрудничать с семьей при осуществлении процесса обучения и духовно-нравственного развития обучающихся, создавая:
-общее, открытое для социальной среды школьно-семейное пространство духовно-нравственного обучения и воспитания;
-условия к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и стала социальной семьей ребенка. 


В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки гражданственности. « Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете  или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни... В воспитательной работе нет пустяков… Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно…» - писал А. С. Макаренко.
На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определены общие задачи воспитания и социализации младших школьников.

  Работа с родителями – один из труднейших участков деятельности учителя, она требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на их помощь и поддержку. Не зная детей и их родителей, не создав дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания. 

Чтобы сделать родителей своими единомышленниками в деле воспитания и образования подрастающего поколения, школа должна провести большую и серьезную работу, выступив объединяющим ядром образовательного пространства. Эта работа предполагает педагогизацию сознания родителей, под которой мы понимаем целенаправленный процесс утверждения в сознании знаний,  схем,  способов деятельности, а так же оценок, помогающих эффективно решать такие педагогические задачи, как построение бесконфликтных отношений с людьми; сохранение любви и доверия с близкими людьми;  предотвращение появления отчужденности в отношениях со своими детьми и близкими людьми; успешная реализация социальных ролей (сына или дочери, мужа или жены, отца или матери, воспитателя или воспитуемого, учителя или ученика) и сознательная подготовка своих детей к их выполнению. 
Чтобы успешно осуществлять духовно-нравственное воспитание детей, необходимо иметь тесную связь с семьей .В семье дети находят взаимопонимания и сочувствие, получают теплоту и ласку. Самому близкому человеку ребенок может доверить свою тайну, посоветоваться, поговорить о самом  важном. Основой каждой семьи является любовь, прощение и терпение.

Собираясь работать в 1 классе, я старалась еще до прихода детей в школу познакомиться с их родителями, условиями жизни. Большое внимание уделяю педагогическому просвещению родителей. Собрания провожу на самые различные темы: «Хорошо, что есть семья, которая  от бед хранит меня», «Роль семьи и школы в формировании интереса к учению», «Семейные традиции и способность ребенка трудится» и другие. С целью изучения семьи использую анкеты родителей и детей по проблеме собрания. Родители всегда активные участники собрания: вносят свои предложения, делятся своим опытом воспитания.

В связи с ФГОС по каждому предмету начиная с первого класса, проектная деятельность. Большую помощь учащимся в работе над проектами оказывают родители. Учащиеся защищают свои проекты в школе и в районе. Темы проектов различные: «Моя семья», «Мой уютный хуторок», «Мои любимые питомцы», «Красная книга» и другие. Проектная деятельность способствует формированию не только исследовательских навыков, но и воспитывает положительные, нравственные качества: трудолюбие, любовь к Родине, к природе, самостоятельность.

Учащиеся младших классов получают дополнительное образование, посещая кружки: «Юный краевед», «Веселые нотки», «Рукоделие», «Петрушка». Они расширяют свой кругозор, который играет большую роль в духовно-нравственное развитие школьника.

Родители - мои первые помощники в подготовке и проведении классных часов и детских праздников. Стали традиционными: «День осени», «Новый год», «День отца», «День матери», конкурс чтецов. Совместная  деятельность детей и взрослых объединяет их духовно и нравственно.

В духовно-нравственном развитии детей помогает новый  предмет «Основа светской этики» в  котором  изучается духовно-нравственная культура, основные нормы нравственности, морали. На уроках по данному предмету идет разговор о добре и зле, дружбе и порядочности, честности и искренности, чести и достоинстве.

Только в тесном сотрудничестве  школы и семьи можно добиться хороших результатов в духовно-нравственном развитии личности младшего школьника.