Шекешева А.В. - учитель русского языка и литературы высшей категории
Патриотическое воспитание школьников на уроках литературы в условиях поликультурной среды
В программных документах о целях изучения литературы написано так: формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма. И каждый учитель, выстраивая работу на уроке, должен наряду с учебными целями, решать и воспитательные задачи. Особенно актуально это становится в условиях перехода к ФГОС, которые предполагают учет личностных результатов обучения.
Размышляя о воспитании патриотизма в условиях нашей школы, следует добавить следующее: воспитание патриотизма в поликультурной среде. Ведь у нас обучаются представители нескольких национальностей: русские, чеченцы, казахи, удмурты, татары. Учатся у нас и дети из смешанных семей. Но все они – единая школьная семья. И говоря о патриотическом воспитании в многонациональной или, как сейчас говорят, поликультурной среде, мы имеем в виду любовь к нашей общей Родине – России.
Огромную роль в воспитании патриотизма играет содержание уроков литературы. Ведь детство и юность – та благодатная почва, в которую надо вовремя засеять зерна любви к Родине, большой и малой. Обращаясь к текстам художественных произведений, изучаемых в школе, следует отметить, что большинство из них проникнуты чувством любви к Родине. И задача учителя – донести мысли автора до юных читателей. А.Ахматова в одном из стихотворений написала:
А каждый читатель, как тайна,
Как в землю зарытый клад.
Учитель должен раскрыть этот клад и ненавязчиво заставить ребенка вместе с поэтом любоваться «днем чудесным», вместе с Тарасом Бульбой спасать товарищей, с Пьером - сомневаться и мучиться, переплывать реку с Василием Теркиным и судить Рыбака за предательство. Невозможно перечислить все произведения, в которых заложен огромный заряд патри отизма и гражданственности. Даже, казалось бы, такая простая тема: «Пословицы и поговорки». О каком воспитании патриотизма в поликультурной среде может идти речь?! А если сравнить русские пословицы и пословицы тех национальностей, представители которых сидят в классе? Вот две пословицы. Русская пословица: «Смотри дерево в плодах, а человека – в делах». Казахская: «Конь узнается в скачке, а человек – в делах». И дети увидят, как много общего в этих ярких изречениях. Раскрывая глубокий смысл пословиц, ученики приходят к выводу: народная мудрость не знает наций и границ.
Бесценный материал для патриотического воспитания представляют эпизоды военной истории минувших эпох. Так, стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» интересно и для русских, и для учащихся- чеченцев, которых много в каждом классе. Юные читатели восхищаются силой духа и мужеством русских солдат. А когда учитель рассказывает о том, что жизнь Лермонтова была тесно связана с Кавказом, что он любил горы, посвятил им не одно стихотворение, то у чеченцев появляется дополнительный интерес к поэту, воспевшему их историческую Родину. А всех без исключения объединяют мысли и чувства Лермонтова о Бородинском сражении, о русском национальном характере, о том, что такое настоящие люди.
Чувство любви к Родине невозможно представить без любви к родной земле. И в этом верный помощник учителя – поэзия. Родная природа всегда привлекала и привлекает художников слова то «своей пышностью», то в «багрец и золото одетыми лесами», то «скучной картиной и одиноко стоящими березами». Но обязательно - любимой и несравненной.
Вот учитель читает стихотворение Д.Кедрина «Давнее»:
Все мне мерещится поле с гречихою,
В маленьком доме сирень на окне.
Ясное-ясное, тихое-тихое
Летнее утро мерещится мне.
Как близки детям эти строки! Ведь почти у каждого во дворе растет сирень, а за школьным двором, через дорогу, цветет бескрайнее поле гречихи. И каждый связывает эти слова с собой, чувствует сопричастность с великой страной – Россией.
В курсе литературы много замечательных произведений, в которых тема патриотизма проходит красной нитью. Это и «Война и мир» Л.Толстого, «Капитанская дочка» А.Пушкина и «Горячий снег» Ю.Бондарева. Но я хочу остановиться на небольшом рассказе А.Платонова «Любовь к родине, или Путешествие воробья». Не очень много событий, незамысловатый сюжет. Но какая глубина, какие размышления о Родине, о смысле жизни, о будущем, словом, о том, что объединяет всех молодых, вне зависимости от национальности и вероисповедания. Тема родной земли, тоски по единению со всеми созвучна нашему времени, так необходима юным, готовящимся вступить в большой и сложный мир. И разговор с ними всегда получается взволнованный, духовный. А сколько интересных открытий делают читатели, как оригинально интерпретируют некоторые аспекты рассказа! Но они понимают главное: никакие райские кущи не заменяют Родину ни человеку, ни птице. Эта мысль обжигает души героев. И вторит русскому писателю А. Платонову поэт-грузин Булат Окуджава:
А душа, уж это точно, ежели обожжена,
Справедливее, милосерднее и праведнее она.
Глубокие патриотические чувства воспитывают произведения о Великой Отечественной войне. Героизм, любовь к Родине, самоотверженность, трудности и радости тех лет нашли отражение в огромном количестве книг о войне. Анализируя тексты художественных произведений, ученики отмечают лучшие нравственные качества героев. Но так как речь идет о воспитании патриотизма в поликультурной среде, нельзя обойти вниманием то, что во время суровых испытаний, выпавших на долю страны, плечом к плечу встали на защиту Отечества представители всех национальностей.
В повести писателя-фронтовика В.Астафьева «Прокляты и убиты» в одном строю сражались бойцы разных национальностей. Один из них- армянин Ашот Васконян. Образованный, воспитанный, он мог пересидеть войну в спецотделе. Но Васконян рвется на фронт, в родную роту, потому что «до трепета в сердце» полюбил своих ребят. И неважно ему, какой они национальности. Просто они вместе с ним защищают Родину, их общую Родину. И погибает он вместе с ними тоже за Родину, их Родину.
Ребята, размышляя о судьбах героев повести, задаются вопросом: если в годину испытаний представители разных национальностей были вместе, то сегодня, в мирное время, мы должны быть еще сплоченнее, еще дружнее. Разве не за это погибали в одном строю наши прадеды на фронтах войны?!
Воспитание патриотизма в поликультурной среде требует от учителя наиболее вдумчивого подхода к изучению некоторых произведений, таких, как: «Кавказский пленник», «Хаджи Мурат» Л.Н.Толстого, «Ночевала тучка золотая…» А.Приставкина и другие. Необходим тщательный исторический комментарий, осторожное обращение с понятиями, историческими реалиями, чтобы не задеть национальных и религиозных чувств учащихся.
Таким образом, уроки литературы – это неиссякаемый источник для воспитания в поликультурной среде чувства патриотизма, гордости за свою Родину, за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого и настоящего.
О.В.Бузина – социальный педагог, учитель географии высшей квалификационной категории
Роль сотрудничества семьи и школы в воспитании толерантности подростков.
В воспитании все дело в том, кто воспитывает.
(Д.Писарев)
Толерантность – слово уже не новое ни для родителей, ни для школьников, и так необходимое в современное время. А для нашей школы особенно актуальное, если учесть, что половина детей в классах - мусульмане (чеченцы, казахи).
Социальное неравенство, многонациональность, столкновение религий… Все это приводит к конфликтам между молодыми, как губка, впитывающими окружающую действительность подростками. Заменяя как-то учителя обществознания и разбирая со старшеклассниками тему «Природа и человек», я столкнулась с неприятием чеченцами учения Дарвина. Ребята категорически отказывались верить и говорить о происхождении человека от обезьяны. Что это? Слепая вера, патриотизм или подростковый максимализм, характерный для их возраста? Но что бы это ни было, большую роль здесь играла семья. А я, как учитель, попыталась отыскать в глубинах знаний учащихся понятие «толерантности». Напомнить, что одно из проявлений толерантного человека – принятие других мнений.
А сколько раз приходилось разбирать конфликты между русскими и чеченскими ребятами! Не так посмотрел, не то сказал, вытер руки после приветствия: буквально все приводило к взрыву эмоций. Но одних бесед учителей уже недостаточно. И тогда – приглашение родителей, их рассказы о том, что в Великую Отечественную войну их деды и прадеды вместе воевали на Сталинградской земле.
Столкнувшись с такими ситуациями в школе, я решила провести небольшое исследование, постараться выяснить истоки конфликтов, отношение подростков друг к другу. Подобрала несколько анкет, отражающих этническую толерантность подростков. Ведь этническая толерантность или, напротив, этническая интолерантность во многом определяет характер межнациональных отношений. Было опрошено – 26 учащихся 8-11 классов. Среди них: русских – 10 человек, удмуртов – 2 человека, казахов – 5 человек, чеченцев – 9 человек. Анкеты выявляли, насколько подростки способны терпимо принимать или не принимать других людей в общении. Большинство ответов оказались толерантными, за исключением нескольких. На вопрос «Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители», 4 человека ответили отрицательно. Среди них: 2 русских, 1 казах, 1 удмурт. Не хотели бы видеть в своей стране представителей других национальностей – 2 человека. Не хотели бы видеть в своей стране представителей чеченской национальности – 7 человек. Большинство ответили, что возможно принять представителей других национальностей в качестве туристов. С утверждением «Россия – многонациональная страна, и ее Президент не обязательно должен быть русским по национальности» не согласилось 11 человек. С утверждением, что самой главной религией в России должно быть православие, согласилось 12 человек. С утверждением «Народы, которые имеют свою историческую родину за пределами России, должны уехать», согласилось 7 человек. Утверждение, что национализм заслуживает всяческого осуждения, посчитали неправильным 10 человек. Таким образом, вырисовывалась картина того, что на формирование толерантного сознания подростков влияет общественное окружение, средства массовой информации. Поэтому воспитание толерантности в поликультурной среде должно происходить не только посредством бесед учителей и родителей, но и конкретными примерами. В нашей школе такие примеры есть. Это праздник национальных культур, где ребята со своими родителями не только рассказывают о традициях своего народа, но и танцуют национальные танцы, поют национальные песни и угощают национальными блюдами. Еще один яркий пример, когда классный руководитель одного из классов показывает, что не только она может научить ребят чему-то, но и они ее, а именно, исполнять со своими учениками-чеченцами их танцы.
Но причиной интолерантности подростков являются не только межнациональные отношения, а и межличностные. Вот уже 10 лет я работаю социальным педагогом в сельской школе. И по своим должностным обязанностям часто общаюсь с неблагополучными семьями. Вижу, как подростки из таких семей, вырастая, как под копирку, выбирают жизненный путь своих родителей. А в классе становятся если не изгоями, то предметом частых насмешек. В условиях семейных конфликтов любой ребенок приобретает негативный опыт общения. Он разочаровывается во взаимоотношениях между людьми. Реализует увиденный опыт общения в школе со своими сверстниками. Проявляет агрессию, грубит, язвит. А мы, учителя, все чаще наблюдаем такую картину: родители сдают свое чадо в школу, как в камеру хранения. Слышим такие реплики: «Вы учителя, вот учите и воспитывайте». Да, действительно, значительную часть времени дети проводят в школе и учитель имеет специальное образование. Он обязан учить и воспитывать. Никакой учитель, каким бы талантливым он ни был, не заменит в воспитании отца и мать. Прежде всего, они могут заложить в ребенке фундамент добра, научить его порядочности. Ведь не зря гласит пословица: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».
Так кто же является воспитателем: семья или школа? Ответ один – пальму первенства я отдаю семье. А школа, как квалифицированный сотрудник, должна являться консультантом и партнером семьи, обеспечивая, таким образом, сотрудничество между ними.
Руководитель музея В.В.Ершова
Роль школьного музея в патриотическом воспитании школьников в условиях поликультурной среды
В настоящее время отечественная история, ее героические события, образы героев войны и труда утратили силу нравственного идеала. Успешное развитие России невозможно без человека- патриота, готового отдать все свои силы и знания на благо Отечества. Вот почему патриотическое воспитание в современном образовательном учреждении является одним из приоритетных направлений. Изучение теории патриотического воспитания позволило нам раскрыть истоки зарождения патриотизма, его взаимосвязь с духовно-нравственным миром человека. Патриотизм – это есть нравственное чувство, нравственное качество личности, нравственное поведение человека.
Центром патриотического воспитания в нашей школе является музей Боевой и Трудовой славы, который был открыт 9 мая 1985 года. Наш музей – это живая история родного края, располагающий большими возможностями развития и формирования актуальных качеств личности.
В настоящее время в фондах музея насчитывается свыше 2,5 тысяч подлинных и вспомогательных документов и материалов. Среди них сотни писем, биографии и воспоминания ветеранов войны и труда, их личные вещи, оружие и боевое снаряжение времен Великой Отечественной войны. В результате поисковой работы собран богатый материал о героических защитниках родного края, по истории колхоза имени Дзержинского, о жизни и быте донского казачества.
Как воспитать чувство патриотизма у каждого школьника в условиях поликультурной среды? Сегодня в школе обучается: 52% русских, 22% чеченцев, 14,5% казахов, 6% удмуртов, 5,5% дагестанцев. Многонациональный состав обучающихся учитывается при планировании и проведении различных внеклассных мероприятий. Главная цель- дать поликультурное образование каждому школьнику. который бы понимал и уважал культуры разных людей. умел вести межкультурный диалог, уважительно относился к чужому мнению. Для изучения культуры, обычаев и традиций разных народов России в музее имеется достаточно материала, который используется на уроках истории, литературы, во внеклассной работе. Интересно прошло общешкольное мероприятие «Символы России». Запомнился всем и понравился фестиваль национальных культур. Представители каждой национальности рассказали о своем народе, исполнили национальные песни и танцы, приготовили различные кулинарные изыски своего народа. Эти мероприятия способствовали сплочению учащихся разных национальностей.
Большое внимание мы уделяем индивидуальной работе с учащимися-чеченцами. Мы узнали, что у них особое отношение к празднику Дню защитника Отечества. Они считают эту дату днем траура и объясняют это тем, что их предков в этот день «погрузили в вагоны и отправили в Казахстан». где их семьи ожидали тяжелые испытания. Перед нами стояла задача: найти пути и способы изменить эти взгляды. Обратившись к различным источникам, наглядно убедили этих ребят в том, что сыны чеченского народа в одном строю со всеми народами плечом к плечу сражались с фашизмом. Среди них есть участники Сталинградской битвы: Герои Советского Союза пулеметчик Ханпаша Нурадилов, танкист Ази Ахметов и другие. Их портреты мы поместили в школе в информационном «Вестнике музея». Индивидуальные беседы с каждым учеником дали свои результаты. Они стали участвовать в работе школьного музея, проводят экскурсии, а ученик 10 класса Баханаев Анзор хорошо подготовился к районному конкурсу «Умники и умницы», посвященному 70-летию Сталинградской битвы. В номинации «Рассказ о герое» выступил лучше всех, рассказав о Герое Советского Союза Ханпаше Нурадилове. Этот ученик был участником слета представителей лучших школьных музеев в городе Волгограде и в конкурсе эрудитов по истории Сталинградской битвы занял 4-е место из 26.
Изменилось отношение этой национальности к армии. Появилось желание служить. «После одиннадцатого класса иду в армию»,- говорит выпуск-чеченец. Мы всячески поддерживаем и одобряем их решение.
Совсем недавно мы провели исследование на тему: «Я и моя Родина» среди учащихся 9-11 классов. Участвовало 23 человека. Было предложено 11 разных вопросов: «Что из нижеперечисленного является для тебя наиболее ценным?» Ответили: «Быть готовым защищать свою страну» - 7 человек; «Знать историю своего города, своей страны» - 5 человек; «Приносить людям пользу» - 4 человека; «Знать и соблюдать моральные нормы и законы» - 4 человека; «Знакомиться с культурными достижениями своей страны» -4 человека. На вопрос «Может ли человек прожить и быть успешным без любви к своей Родине» большинство, 16 старшеклассников, выбрали ответ: «Не может, так как без любви к своему Отечеству стать полностью талантливым и успешным в жизни невозможно». Такие исследования заставляют каждого ученика задуматься о своем будущем, а нам, учителям, помогают выяснить уровень нравственного воспитания каждого ученика и спланировать индивидуальную работу с ним по тем или иным направлениям.
Музей - это память о наших предках, героях войны разных национальностей. Музей объединяет, вдохновляет, заставляет по- другому смотреть на себя и окружающий мир, помогает воспитать настоящих патриотов.
Литература
1.А.Н.Вырщиков, М.Б.Кусмарцев, А.П.Пашкович «Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников» - М. «Глобус», 2007, с.12-22.
2.И.В.Васютенкова «Социальное здоровье личности в поликультурной образовательной среде».
Н.А.Небабина учитель начальных классов МКОУ Качалинской СОШ х. Качалин, Волгоградская обл.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников.
"Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны”
(В.А. Сухомлинский)
Семья и школа – два социально значимых института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процессов воспитания и обучения ребенка. По мнению педагогов, из современной школы стало уходить воспитание.
Вот почему духовно-нравственное развитие граждан России является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой социальный заказ для общего образования.
Духовно-нравственное развитие личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом.
Духовно-нравственное воспитание как современное воспитание как современная педагогическая категория изменилась под воздействием социальных, экономических и политических условий, что привело к некоторой утрате привычного содержания духовно-нравственного воспитания.
Бездуховность, отличающаяся в обществе. Нестабильность жизни, разрушение нравственных ориентиров. Наиболее значимых для подрастающего поколения ,вот те факторы, которые способствовали такому изменению.
Возникает актуальная необходимость исследования духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, состоящая в критическом переосмыслении опыта предыдущих поколений и формировании нового видения этой проблемы в современных условиях.
Ученые установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью всего, что нас окружает, они верят всему, чему учат, что говорят.
Духовно-нравственное воспитание в семье - это формирование личности младшего школьника специально организованной деятельностью родителей, направленной на формирование у детей воспитанности в духовно-нравственной сфере.
Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Родители (законные представители), так же как и педагог подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся на ступени начального – общего образования. Для обеспечения сохранения и развития связи, преемственности, непрерывности и органичной корректировки уже идущего в семье процесса воспитания ребенка, общеобразовательная школа должна сотрудничать с семьей при осуществлении процесса обучения и духовно-нравственного развития обучающихся, создавая:
-общее, открытое для социальной среды школьно-семейное пространство духовно-нравственного обучения и воспитания;
-условия к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и стала социальной семьей ребенка.
В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки гражданственности. « Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни... В воспитательной работе нет пустяков… Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно…» - писал А. С. Макаренко.
На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определены общие задачи воспитания и социализации младших школьников.
Работа с родителями – один из труднейших участков деятельности учителя, она требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на их помощь и поддержку. Не зная детей и их родителей, не создав дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания.
Чтобы сделать родителей своими единомышленниками в деле воспитания и образования подрастающего поколения, школа должна провести большую и серьезную работу, выступив объединяющим ядром образовательного пространства. Эта работа предполагает педагогизацию сознания родителей, под которой мы понимаем целенаправленный процесс утверждения в сознании знаний, схем, способов деятельности, а так же оценок, помогающих эффективно решать такие педагогические задачи, как построение бесконфликтных отношений с людьми; сохранение любви и доверия с близкими людьми; предотвращение появления отчужденности в отношениях со своими детьми и близкими людьми; успешная реализация социальных ролей (сына или дочери, мужа или жены, отца или матери, воспитателя или воспитуемого, учителя или ученика) и сознательная подготовка своих детей к их выполнению.
Чтобы успешно осуществлять духовно-нравственное воспитание детей, необходимо иметь тесную связь с семьей .В семье дети находят взаимопонимания и сочувствие, получают теплоту и ласку. Самому близкому человеку ребенок может доверить свою тайну, посоветоваться, поговорить о самом важном. Основой каждой семьи является любовь, прощение и терпение.
Собираясь работать в 1 классе, я старалась еще до прихода детей в школу познакомиться с их родителями, условиями жизни. Большое внимание уделяю педагогическому просвещению родителей. Собрания провожу на самые различные темы: «Хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня», «Роль семьи и школы в формировании интереса к учению», «Семейные традиции и способность ребенка трудится» и другие. С целью изучения семьи использую анкеты родителей и детей по проблеме собрания. Родители всегда активные участники собрания: вносят свои предложения, делятся своим опытом воспитания.
В связи с ФГОС по каждому предмету начиная с первого класса, проектная деятельность. Большую помощь учащимся в работе над проектами оказывают родители. Учащиеся защищают свои проекты в школе и в районе. Темы проектов различные: «Моя семья», «Мой уютный хуторок», «Мои любимые питомцы», «Красная книга» и другие. Проектная деятельность способствует формированию не только исследовательских навыков, но и воспитывает положительные, нравственные качества: трудолюбие, любовь к Родине, к природе, самостоятельность.
Учащиеся младших классов получают дополнительное образование, посещая кружки: «Юный краевед», «Веселые нотки», «Рукоделие», «Петрушка». Они расширяют свой кругозор, который играет большую роль в духовно-нравственное развитие школьника.
Родители - мои первые помощники в подготовке и проведении классных часов и детских праздников. Стали традиционными: «День осени», «Новый год», «День отца», «День матери», конкурс чтецов. Совместная деятельность детей и взрослых объединяет их духовно и нравственно.
В духовно-нравственном развитии детей помогает новый предмет «Основа светской этики» в котором изучается духовно-нравственная культура, основные нормы нравственности, морали. На уроках по данному предмету идет разговор о добре и зле, дружбе и порядочности, честности и искренности, чести и достоинстве.
Только в тесном сотрудничестве школы и семьи можно добиться хороших результатов в духовно-нравственном развитии личности младшего школьника.